Мы не знаем кто это такие, если бы мы только знали кто это такие…
Итак, кто же скрывается под таинственным ликом Маркет Мейкеров? Все про них говорят, но никто их не знает. А еще ими пугают маленьких неопытных трейдеров.
Сегодня я приоткрою завесу тайны и подробно расскажу вам о тех, кого часто называют кукловодами.
Я бы выделил три типа Маркет Мейкеров
- Биржевые маркетмейкеры, прямо и косвенно работающие на биржу.
- Маркет Мейкеры различных монет и токенов.
- Маркет Мейкеры игроки.
На каждом типе маркетмейкеров остановлюсь подробнее.
1. Биржевые Маркет Мейкеры, прямо и косвенно работающие на биржу
Начнем с того, что любая уважающая себя биржа должна обладать хорошей ликвидностью. А крупнейшие биржи должны обладать ТОП ликвидностью. Как правило, биржи обладают собственным инвестиционным капиталом и часть этого капитала выделяется собственным Маркет Мейкерам для наполнения стаканов. Основная часть работы Маркет Мейкера состоит в наполнении лимитными ордерами стакана, чтобы он был достаточно глубоким и трейдеры, торгующие на бирже, испытывали комфорт. А большие игроки могли спокойно покупать и продавать свои котлеты. Также вторая главная задача — это держать спред минимальным. Чем комфортнее и глубже стакан и меньше спред — тем больше сделок и комиссионных. Комиссии — это главное на чем зарабатывает правильная биржа.
Крупные биржи практически всегда привлекают к работе и сторонних Маркет Мейкеров. Прямо сейчас на крупнейших биржах типа Binance, Bybit, OKX и т.д., есть мотивационные программы для Маркет Мейкеров. Как правило есть таблица оговоренных объемов, которые ежемесячно должен делать ММ. И чем этот объем выше, тем комфортнее комиссия. Нередко для маркетмейкера она становится нулевой или биржа даже доплачивает за исполнение ордеров. Таким образом Маркет Мейкер может зарабатывать хорошие деньги, просто торгуя в ноль. Привлеченный маркетмейкер часто выбирает несколько активов, где делает проторговку. Биржа обязывает его держать спреды и наполнение стакана в определенном диапазоне.
И те и другие Маркет Мейкеры активно используют софт, работающий по различным стратегиям и алгоритмам максимально быстро. Как правило биржевые маркетмейкеры состоят из группы трейдеров, которые образуют компанию или фонд. Фонд может быть как очень маленьким, так и весьма крупным.
2. Маркет Мейкеры различных монет и токенов
Также как ТОП биржа должна иметь Маркет Мейкеров, так и каждая претендующая на ТОП монета или токен, тоже должны иметь маркетмейкеров. Как правило, Маркет Мейкеры к работе привлекает команда проекта. Если в команде есть люди, профессионально торгующие и обладающие нужным софтом, то маркетмейкера может производиться и самостоятельно.
Задач у Маркет Мейкера, работающего на конкретную монету несколько:
- Наполнение стакана лимитными ордерами и минимизация спреда
- Проторговка нужного суточного объёма
- Удержание цены в определенном диапазоне
- Рост цены к определенному уровню, ПАМП, импульсы и т.д
- Дамп цены
Конечно же, для выполнения подобных действий одного желания мало, нужен еще и определенный капитал. И чем «тяжелее» актив, там больший капитал необходим для Маркет Мейкера.
Кроме создания привлекательности активу для сторонних игроков, ММ в том числе может дополнительно выполнять и функцию трейдера, целью которого является заработок на колебаниях курса актива.
Если актив есть не только на СПОТе, но и на фьючерсах, то здесь уже могут открываться полноценные стратегии и заработок Маркет Мейкеров и команды токена может идти уже не только от роста актива, но и просто от проторговки и заработке на трейдинге. Поэтому, если долгое время какой-то актив находится в определенном диапазоне — это не означает, что у проекта все плохо. Вполне возможно они в это время зарабатывают приличные деньги и курс их монеты не обязательно должен расти.
Те объемы проторговки по активу, которые мы видим на биржах, нередко по большей части принадлежат маркетмейкерам. особенно, если это малоизвестная биржа и малоизвестный токен.
Маркет Мейкеры, работающие на команду токена по сути получают прямое указание к тем или иным действиям, а значит обладают инсайдом.
3. Маркет Мейкеры игроки
Пожалуй, самый интересный тип Маркет Мейкеров для меня. Разделю этот тип на несколько категорий:
- Обычные трейдеры (мы все)
- Платформы/брокеры
- Фонды и хедж-фонды, инвест компании, крупные игроки-миллионеры и миллиардеры, киты.
Обычные трейдеры (мы все)
Каждый трейдер, торгующий на бирже, особенно с помощью лимитных ордеров, невольно участвует в поставлении ликвидности. Чем больше трейдеров сосредоточено на бирже, там сильнее общими силами они формируют ликвидность. А значит и делают за маркетмейкеров некоторую часть его работы! Недаром биржи делают для трейдеров всякие ВИП уровни и прочие мотивации для проторговки больших обьемов. Трейдер, делая такие обьемы также может сильно снижать свои комиссии (прямо как маркетмейкер).
Платформы/брокеры
Каждая торговая платформа или брокер, работающие с той или иной биржей тоже являются ММ. Через платформу трейдеры подают кучу заявок, а боты выставляют кучу лимитных ордеров, наполняя стаканы биржи ликвидностью. Например, Cryptorg являющийся брокером Binance, каждую неделю получает отчеты о том, какие объемы в совокупности сделали на фьючерсах и какое место заняли из всех корпоративных игроков Binance по каждому активу. Конечно же, в этом рейтинге учитываются не только компании, но в том числе и настоящие Маркет Мейкеры. Поэтому всегда интересно оценить активность своих клиентов и как мы выглядим на фоне ММ.
Фонды и хедж-фонды, инвест компании, крупные игроки-миллионеры и миллиардеры, киты
Именно в этой категории Маркет Мейкеры располагаются те, кто чаще всего забирает наши с вами деньги. Крупные фонды, обладающие колоссальным капиталом, могут гнать цену туда, где многие из обычных игроков начнут терять деньги. Потеря денег для кого-то означает, что эти деньги перешли в чьи-то другие руки. Этими руками как раз и оказываются руки крупнейших игроков. Задача маркетмейкера здесь сводится по больше части к определению зон, которые дадут наибольшие ликвидации обычным игрокам.
Также крупные игроки могут месяцами и годами накапливать свои позиции, планомерно скупая какой-то актив. А когда цена разгоняется, то начинают сдавать актив домохозяйкам и таксистам, которые слушают по радио максимальный новостной позитив.
Крупные игроки могут и банкротиться. Такое событие, как правило, негативно влияет на общую картину актива или даже отрасли (индустрии). Подобное мы видели именно в этом году.
Как видите, личность маркетмейкера многогранна. И вполне возможно, он прямо сейчас находится с вами в одной комнате…
Автор: FOMOHO
https://t.me/FOMOHOMO